Интервью Владимира Гордеева для SportoweFakty.wp.pl

31 марта польский портал SportoweFakty опубликовал интервью с Владимиром Гордеевым, воспитанником балаковского спидвея позднее перешедшим в ленинградскую Баррикаду. Представляем перевод.

Владимир Гордеев родился в 1950 году. Один из самых успешных российских гонщиков спидвея. Его спортивная карьера началась в 15 лет. А уже три года спустя он получил первый вызов в сборную.

Дважды вице-чемпион (1971, 1975) и единожды бронзовый призер (1973) командного чемпионата мира. В течение семи лет (1970-1976) пятикратный финалист Личного Чемпионата мира. Четырежды чемпион Советского Союза в личном зачёте и шесть раз чемпион в составе команды. Он поделился своими мыслями о собственной карьере и временах, в которые он занимался спортом. Владимир Гордеев выходил на дорожку ровно тридцать лет, и закончил свою карьеру в 1995 году.

Владимир Гордеев
Владимир Гордеев очень быстро попал в сборную

WP SportoweFakty: Как начиналась Ваша многолетняя жизнь в спидвее? Кто Вас к нему привлёк?

Владимир Гордеев : Никто мне не советовал и не приводил, пришёл сам. В городе построили стадион с гаревой дорожкой. На нём в 1963-м году прошли показательные гонки. Мы пришли посмотреть с младшим братом Валерием (тоже титулованный гонщик, многократно входил в сборную, нынешний тренер Турбины Балаково — ред.). Мне понравилось, и позже, в 1965 году записался в клуб Корд. Тогда так называлась наша команда.

В конце шестидесятых годов спидвей в вашей стране был очень популярным. При каких условиях можно было тренироваться и выступать в гонках?

— В предыдущее десятилетие в СССР было создано ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Занимались в нём подготовкой молодёжи к службе в армии. В этой организации можно было посвятить себя любому техническому виду спорта. Я сразу выбрал спидвей.

В трудные времена холодной войны и пограничных кордонов случались контакты с зарубежными звёздами? Могли с ними соревноваться, и при этом чему-то от них учиться?

— В 1968 году получил первое приглашение на сборы в тренировочный лагерь сборной СССР. Это была осень. Попал в тренировочную группу с двукратным медалистом чемпионата мира Игорем Плехановым. Именно от него больше всего и научился. Конечно, слышал и рассказы о наших зарубежных соперниках. Через год в первый раз выехал из СССР. Это были отборочные этапы чемпионата мира в Югославии.

Владимир Гордеев
Советские гонщики соревновались только на стандартных моторах Jawa

Теперь я хотел бы спросить Вас о проблемах с техникой. Возможно, у Вас была своя собственная техника, или всё было государственное, клубное? Приходилось самому заниматься мотоциклами? И как часто?

— Всей техникой, зап.частями, экипировкой, обеспечением гонщиков занималось государство. Тренировались все вместе, со всей командой, по планам, разработанным тренером. Обычно на дорожку выходили два-три раза в неделю.

Неприятно заглядывать кому-то в кошелёк, но всё-таки. Клубы платили зарплату гонщикам, или им нужно было ходить на обычную работу?

— В Советском Союзе спорстмены не были профессионалами, все были заняты полный рабочий день на предприятиях. Мы ходили обычно на работу, а оттуда нас отпускали в клуб. Зарплату получали в зависимости от образования и занимаемой должности. У меня было высшее образование. Закончил Московский институт физической культуры и спорта по специальности авто-мото.

В 1975 году в Гетеборге Вы стартовали в финале личного чемпионата мира и заняли высокое пятое место. Через некоторое время была объявлена Ваша дисквалификация за использование незаконного нитро-метанола. Можете ли Вы теперь рассказать нам об этом? Кто-то из высокопоставленных лиц так хотел добиться победы Советского Союза, принуждая Вас к нечистым играм? Были ли у Вас позднее какие-то проблемы из-за этой дисквалификации?

— В финале в Гётеборге я был единственным гонщиком от своей страны. В Швецию со мной поехали представители сборной, тренер Борис Самородов, и Геннадий Куриленко. Мотоциклы для меня готовили они, поэтому про нитро-метанол я понятия не имел. Узнал только, когда из ФИМ (Международная федерация мотоспорта) в Москву прислали результаты проверки топлива. Меня тогда вызвали «на ковер» в руководство ДОСААФ и велели написать подробное объяснение. Знаю только то, что потом наша федерация направила письмо в штаб-квартиру ФИМ.

В первой половине семидесятых Вы добивались хороших результатов, награждались медалями за победы в командном зачете. А в личных соревнованиях всё было уже не так радужно. Каковы были причины?

— Основная проблема была в двигателях. Мы всегда ездили на стандартных мотоциклах, которые нам поставляла чешская Jawa. В команде нам было легче, вероятно, потому что техника езды, взаимопонимание и сотрудничество на дорожке, и часто авантюрная смелость компенсировали технологическое лидерство соперников. Так вышло, что у нас не было возможности тюнинговать двигатели. Нам не разрешали даже иметь иностранную валюту. Во всех зарубежных поездках назначали менеджеров и «опекунов». Самостоятельно не могли никуда поехать.

Владимир Гордеев
Владимир Гордеев на подиуме с известнейшим Айвеном Мейджором

Каковы были ваши отношения с Валерием? Вы помогали друг другу или были индивидуалистами, скрывали свои секреты?

— Валерий моложе меня. Как старший брат, как же я мог не помогать? У нас не было между собой никаких секретов. Оба любили и до сих пор любим спидвей, он занял почти всю нашу жизнь.

Вы имели возможность участвовать в гонках на двух известных британских стадионах. Я имею в виду Уэмбли и Манчестер. Каковы ваши воспоминания оттуда? Може быть, получали предложения промоутеров выступать в британской лиге?

— Предложения от клубных промоутеров были, но в те дни, к сожалению, это было не осуществимо. Нас тогда не отпускали из страны. А свои старты на упомянутых стадионах, хоть и прошло много времени, всегда вспоминаю с любовью и удовольствием.

После 1975 года в российком спидвее наступил кризис. Может быть, причина была в смене поколений? Или спорт не так сильно поддерживался, как и раньше?

— Наверное, первое. Наше поколение постепенно заканчивало международные выступления, а новых талантов тогда появилось мало. Такое бывает, и такие периоды не только в спидвее. Поддержка со стороны правительства была не меньше, государство по-прежнему сильно поддерживало спорт.

Ваша карьера была очень долгой. Она оставила следы в виде травм? Вы остались в этом виде спорта или нашли себе другую работу?

— Когда закончил, было 45 лет. Травм, конечно, поймал достаточно. Ломал ключицу, ноги, рёбра. Также было сильное сотрясение мозга, которое произошло когда-то на соревнованиях в Англии. Под самый конец карьеры, выступал для заработка, немного стартовал в клубах Финляндии. Трудно было тогда бросать, но уходящие года и травмы взяли свое.
Распался Советский Союз, наступили трудные экономические времена, клубы в стране исчезали, спорт тогда утратил своё значение. Нужно было искать работу, чтобы cодержать семью. Конечно, тренерская работа всегда была моей мечтой. Мог бы многому научить и передать свой опыт молодым. К сожалению, сейчас пришли такие времена, что спидвей в России едва дышит. У нас осталось всего три клуба, молодежь не проявляет большого интереса, да и не особенно есть ради чего. И кого в такой ситуации можно тренировать?

От имени польских читателей благодарим Вас за все комментарии.

— Не за что благодарить. И ещё. Признаюсь, что рад был быть гонщиком. Благодаря этому, объездил много стран, встретил много интересных людей. И удалось на протяжении тех лет что-то выигрывать. Сердечно приветствую всех поклонников спидвея.

Автор: Яцек Холевинский (Jacek Cholewiński)

От автора: Особая благодарность Ромуальду Хетманису (Великобритания) за его помощь в организации интервью, а также Александру Михайлову (Россия) за предоставление архивных фотографий.

Источник: SportoweFakty

One comment

  1. Супер популярный? уважаемый Человек! Братья Гордеевы — Валерий и Владимир это визитная карточка города Балаково!!! Без обид- первым написал имя Валерия он наставник спидвей-клуба Турбина из города Балаково. Владимир! Приезжайте в Балаково! Живем один раз! Память о выступлениях братьев негасима!!!!
    ЭТО И ЕСТЬ СПИДВЕЙ !!!

Join the Conversation

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *